Для подъема в ТОП-5 выдачи требуются затраты на SEO, внешнюю раскрутку и набор ссылочной массы. А с нахождением на более низкой позиции число переходов на сайт стремится к нулю. По этим причинам владельцы сайтов готовы рискнуть и воспользоваться «серым SEO» — обмануть поисковую систему.
Привлекательным вариантом служит накрутка поведенческих факторов (ПФ), которые можно сымитировать.
Важно! Поведенческие факторы — это совокупность действий посетителей, по которым определяется ценность ресурса. По оценкам экспертов, влияние ПФ на ранжирование в выдаче достигает 30%.
В теории все выглядит хорошо — набрать больше людей (или ботов), имитировать реальных посетителей, и можно собирать лиды. Но сначала лучше разобраться, как обстоят дела на практике.
Почему сегодня сложнее накрутить поведенческие факторы?
Ранее у поисковых систем были ограниченные возможности, и контролировалось мало показателей. Гугл или Яндекс могли отслеживать заинтересованность сайтом и отказы. Эти ПФ легко выявлялись и накручивались.
Сегодня заходы выполняются с браузеров от Яндекс и Google. Теперь поисковики получили больше возможностей для контроля и оценки ПФ, например:
- Заказчик находит исполнителей для накрутки на бирже фриланса. Отслеживается историю посетителей, находится общий адрес биржи, распознается накрутку.
- Владелец сайта запускает ботов. Поисковик регистрирует нулевую активность c IP по другим запросам, фиксирует накрутку.
Для накрутки еще требуется знать, как именно поисковик распознает ее и какие ПФ учитывает при ранжировании. Ответ на первый вопрос дает информация выше. Яндекс расширили возможности отслеживания и методы анализа данных. На второй вопрос ответить сложнее. Однако есть критерии, которые попросту не могут игнорироваться (иначе теряется сам смысл оценки ПФ).
Анализ контента
Содержание сайтов лидеров выдачи поможет оценить, сколько времени проводят посетители на странице.
Миф №1. Нужно подстраиваться под объем контента лидеров. Это ошибка и можно задерживаться на коротких текстах или игнорировать большие статьи. Но сайт все равно будет в ТОПе выдачи.
На деле важна логика действий посетителя на каждом проекте:
- если нужна информация о местах отдыха в туристическом городе, читатель скорее изучит подробно статью и закроет;
- когда необходима инструкция по настройке или замене дисплея iPhone X своими руками, можно долго задерживаться на статье;
- открыв сайт с описанием услуги эвакуатора, можно вообще не задерживаться и сразу переходить к контактам.
На сайтах с новостями, услугами, блогом, в соцсетях и тематических форумах люди ведут по-разному.
Стоит представить себя на месте обычного пользователя и понять, что он будет делать при переходе. Если по запросу «купить телевизор Samsung 49 в НСК”» у лидеров разное описание, то обычно посещение длится всего на 1 минуту, чтобы посмотреть характеристики с ценой и уйти (или перейти к покупке).
Нужна аналитика контента лидеров поискового запроса и возможных действий посетителя при его виде.
Динамичность показателей
Миф №2. Ягдекс и Google постоянно меняют критерии оценки ПФ (и иных показателей) для ранжирования. Это мнение ошибочно — сайтам порой нужны месяцы и большие затраты для выхода в ТОП-10. В таких условиях никакой поисковик не будет часто менять алгоритмы.
На деле меняются сами ПФ и в выдаче уже другие сайты. Например, появились новые данные по теме, владельцы дополняют контент. Увеличивается объем информации, тратится больше времени на ознакомление. Аналогично и с карточками товаров. Магазин запустил скидку или производитель выпустил аксессуары. Описание увеличилось.
Грубый пример. Инфосайты уже год назад опубликовали обзор условного Samsung Galaxy S25. Ажиотаж пропал, посетители остаются не больше 1 минуты, в основном прочитать отзывы. И выходит новая модель Samsung S25 FE. На сайтах из ТОП 4-20 обновились обзорные статьи, а ТОП-3 еще нет. Люди интересуются новой моделью и покупатели задерживаются уже по 5 минут. Яндекс фиксирует на 17 из 20 сайтах другой показатель ПФ, считает его приоритетным, сайты поднимаются в выдаче. А прежний ТОП-3 опускается до хвоста ТОП-20.
Выше только один из множества примеров, по которым ПФ меняются. Чтобы отслеживать динамику для накрутки нужно проверять контент лидеров на последние изменения.
Оценка поведенческих факторов пользователя
Поисковики оценивают персональные ПФ каждого пользователя, которые важны в первую очередь для показов контекстной рекламы. Зная интересы людей, и показывая предложения подходящей тематики, поисковики повышают CTR для клиентов. Однако персональные ПФ используются и для ранжирования в выдаче. Если с устройства практикуется накрутка сайтов, его никто не заблокирует. Но переход на сайт таким посетителем уже будет иметь малую ценность.
Если проще — один случайный заход сильнее повлияет на ранжирование. Поэтому накрутка ПФ через биржи уже неэффективна. Результаты будут лишь с привлечением сотен фрилансеров. Такие затраты не окупаются.
Есть ли эффективные способы накрутки?
ПФ приобретают все большую важность в ранжировании и их перечень увеличивается. Отдельные показатели уже не накрутить и нужно имитировать реального посетителя. Буквально недавно работающие способы уже не подходят:
- Профили ботов быстро распознаются, т.к. работают по общему алгоритму и проявляют нулевую активность. Нет имитации реального человека, заходящего на разные сайты в произвольное время.
- Использование накрутки реальными посещениями сопровождается низкой отдачей. Невозможно удаленно проконтролировать действия фрилансера и работа может выполняться халатно. Если выполняются накрутки на заказ, ценность его переходов для поисковика резко снизится.
В этих условиях накрутку ПФ можно поручить собственным сотрудникам. Но это уже затраты, которые долго окупаются.
Другой вариант — управление ПФ посетителей. Например, есть качественный контент, который интересен людям. Но сайт не повышается в выдаче или теряет позиции. Причина в динамических показателях, которые изменились. Проследить их можно по текущим лидерам. Сюда же можно добавить приток трафика с социальных сетей или Telegram рассылкой в профили и комментариями в группах.
Основные правила накрутки поведенческих факторов
Рассмотрев особенности и методы накрутки ПФ, можно сделать интересный вывод. Накрученные ПФ будут учитываться поисковиком как уникальные переходы только при максимальной имитации реального посетителя. Ее можно «легализовать», т.е. преподнести накрутку как действия уникального пользователя. А для этого нужно соблюдать ряд правил:
- Учитывать локацию.
Заходы нужно выполнять с региона ресурса или ближних субъектов. На сайт по ремонту авто в Воронеже могут зайти жители соседних регионов. Активность со всей страны расценивается как накрутка. - Плавно увеличивать посещаемости.
Если неизвестный сайт резко взлетит даже до ТОП-10, Яндекс заподозрит накрутку и ресурс отправляется в фильтр. А если сайт новый и без интересного контента — вечный бан в поиске. А подъем после ТОП-20 в ТОП-3 уже не вызовет подозрений. - Имитировать реальную активность.
Наивысшая оценка дается переходам от активных устройств, с которых посещают сайты через Яндекс или Chrome браузеры.
Другой важный вывод — взлет малополезного ресурса сразу вызывает подозрения и никакие программы накрутки не спасут. Но при наличии стартовых показателей (хорошая SEO оптимизация, присутствие в ТОП 20-30) накрученные ПФ становятся «белыми». Ресурс считается полезным и не вызывает подозрений и существенно поднимается в выдаче.
Как проверить эффективность накрутки поведенческих факторов?
Первые результаты можно оценить уже через 10 дней. Достаточно ввести запрос и посмотреть, как далеко поднялся сайт. Даже одна позиция — уже результат. Не стоит забывать — конкуренты тоже действуют, включая и накруткой ПФ.
Если позиция прежняя или сайт вообще опустился, следует проверить отдачу самой накрутки с помощью метрики. Для этого существует бесплатный сервис по ссылке www.be1.ru. На главной странице нужно ввести адрес и найти накручиваемый запрос.
Если число уникальных заходов возросло — проблема в самом запросе. Требуется повторить накрутку, но уже с другой фразой. Для этого нужно на www.wordstat.yandex.ru ввести популярные для сайта запросы и выбрать наиболее частотную фразу.
Если трафик остался прежним, остается 2 варианта:
- Персональные ПФ имеют низкий рейтинг. К накрутке привлекались ненадежные фрилансеры.
- Распознана накрутку и готовится отправка проекта в фильтр.
В 80% случаев происходит первый вариант. Яндекс не расценивает «работяг» как уникальных. Нужно переходить к другим методам накрутки.
Заключение
Накрутка поведенческих факторов еще поднимает сайт в поисковой выдаче, но сама по себе не работает. Сайт должен ранжироваться в ТОП-30, иметь базу постоянных посетителей. Также важно часто следить за контентом лидеров и подгонять собственные статьи с карточками товаров, влияя на ПФ посетителей.
Накрутку ПФ стоит использовать только в дополнение к основному SEO, повышая эффективность традиционных методов продвижения сайта.